Развитие ребенка в 7 месяцев: что должен уметь, рост, вес и уход

ребенок в 7 месяцев
Содержание
  1. Ребенку 7 месяцев: что он должен уметь
  2. Развитие девочек
  3. Развитие мальчиков
  4. Слух
  5. Зрение
  6. Прорезывание зубов в 7 месяцев
  7. Психоэмоциональное развитие
  8. Осмысление действий
  9. Речевое развитие
  10. Когнитивное развитие: Вы узнаете, когда малыш в чем-то нуждается
  11. Режим дня
  12. Кормление
  13. Сколько нужно есть ребенку в 7 месяцев
  14. Как прикорм может повлиять на стул ребенка
  15. Различия в питании грудничков и искусственников
  16. Режим кормления
  17. Каша (гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная)
  18. Мясное пюре
  19. Овощное пюре
  20. Домашний творожок
  21. Какие продукты должны быть в рационе?
  22. Напитки
  23. Примерный рацион
  24. Если ребенок отказывается от прикорма
  25. Уход за ребенком в седьмой месяц
  26. Сколько нужно спать
  27. Здоровье
  28. Как измерить температуру ребенку
  29. Важная информация об антибиотиках
  30. Развивающие игры
  31. Как собирать пирамидку?
  32. Баловство с пользой для дела
  33. Где найти новую игрушку?
  34. Прятки
  35. Ползем? Ползем!..
  36. Как определить, что ребенок развивается нормально
  37. Возможные проблемы
  38. Советы родителям

Ребенку 7 месяцев: что он должен уметь

Способность сидеть позволяет семимесячному ребенку наблюдать за окружением с совершенно другого ракурса. Его все больше интересуют окружающие объекты, он перемещает предметы, рассматривая их со всех сторон.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев:

  • переворачиваться со стороны в сторону,
  • сидеть самостоятельно без опоры или посторонней помощи;
  • ползать, поворачиваться вокруг себя. В этот период увеличивается риск травматизации и получения мелких ушибов, нужно максимально внимательно следить за ребенком и не оставлять его без внимания.
  • лежа на животе, может в одной руке держать игрушку, а на другую опираться;
  • самостоятельно пить из бутылочки, теперь ее не нужно поддерживать и контролировать процесс;
  • начинает различать противоположные состояния предметов — холодный и теплый, твердый и мягкий.
  • берет игрушку одинаково хорошо как левой, так и правой рукой;
  • находит спрятанный предмет под одеялом;
  • пальцем показывает на вещь, которая заинтересовала.

В целом, на этом этапе развития малыш уже может играть в одиночестве некоторое время, но эмоциональная привязанность к маме очень сильна, поэтому может начать капризничать и плакать, если ее нет рядом.

Ребенка все больше начинают интересовать предметы вокруг, ему нравится перекладывать игрушки, трогать и щупать их. Для полноценного развития ребенку нужно предоставить полную свободу действий. Выберите место в квартире, где малыш может спокойно передвигаться и быть в безопасности.

Сенсорная и зрительная система уже полностью сформированы: слух и зрение ребенка на седьмом месяце почти такие же, как у взрослого человека. Младенец теперь понимает, что звуки и картинка могут быть взаимосвязаны: например, что игрушка, которую он видит, может издавать звуки. Семимесячный малыш с удовольствием нажимает на кнопки, стучит по клавишам музыкального инструмента.

Продолжают прорезываться молочные зубы, но их количество зависит от многих факторов, в основном от наследственности. У одних детей в этом возрасте еще совсем нет зубов, у других — несколько. Появление зубов — индивидуальный процесс, но отмечается он следующими признаками:

  • повышается слюноотделение;
  • краснеют и воспаляются десны;
  • повышается температура тела;
  • ребенок становится беспокойный, капризный.

Чтобы процесс появления первых зубов прошел комфортно, рекомендуется приобрести специальный прорезыватель. Также при необходимости врач назначит жаропонижающее, в случае повышения температуры до 38 и более градусов.

Развитие девочек

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Некоторые считают, что раннее высаживание малышек может повлечь за собой деформации репродуктивных органов, но это мнение необоснованно: если ребенок сам садится, значит, его тело уже к этому готово. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.

Развитие мальчиков

Мальчики, как уже было сказано, чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и не нужно пытаться насильно его подгонять. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Слух

В 7 месяцев малыш также поворачивает голову, когда слышит звуки, но реакция стала намного быстрее, чем раньше. Кроха отлично запоминает голоса близких людей и со временем понимает, когда обращение идет к нему. Теперь ваш ребенок воспринимает человеческую речь на новом уровне.

Важно! Проблемы со слухом можно заметить, если малыш не вздрагивает и не замирает при резких и громких звуках, не реагирует на звук погремушки или шуршание бумаги, пока они не появятся в поле его зрения. Не показывает эмоциональную реакцию на общение с ним.

Зрение

Глаза в этом возрасте у ребенка уже полностью сформированы.

Теперь он способен видеть не только те игрушки и вещи, которые расположены вблизи него, но и фокусирует взгляд на более дальние предметы и постепенно учится переводить взгляд с ближнего ракурса на отдаленный.

Кроха уже научился оценивать величину предмета, так маленькую игрушку он берет одной рукой, а более крупную двумя.

Также умеет отличать цвета, чаще всего контрастные. Учится различать форму предмета. Кубик он может отличить от шарика и пирамидки.

Малыш способен глазками найти понравившуюся игрушку и долго любоваться ею. Узнает маму с папой, радуется, когда они находятся рядом и плачет когда уходят.

Обратите внимание! В этом возрасте офтальмологи могут диагностировать различные заболевания глаз, как нистагм, птоз, начальные проявления близорукости.

При нистагме ребенок не фокусирует взгляд на близкорасположенном предмете, его глаза «бегают» в разные стороны. Данный симптом может быть как проявление болезней глаз, так и говорить о серьезных заболеваниях головного мозга. Птоз – это заболевание, при котором происходит опущение одной или обоих век. Если вы заметили данные симптомы и их признаки у малыша, срочно покажите его неврологу и окулисту.

Прорезывание зубов в 7 месяцев

Многие дети в семимесячном возрасте становятся капризными ввиду прорезывания первых зубов. Однако не всегда зубы прорезываются в этом возрасте. У некоторых детей они появляются ближе к году. В прорезывании зубов большую роль играют наследственные факторы. Если у мамы с папой они появились в девять месяцев, то у крохи, они скорее всего, будут резаться именно в этом возрасте. Некоторые дети в семь месяцев уже могут похвастаться несколькими зубами.

У каждого ребенка своя реакция на прорезывающиеся зубы. Кто-то вообще без проблем проходит весь этот период от начала и до конца, а о прорезывании первого зуба родители узнают только тогда, когда он начинает проступать сквозь десну.

У остальных же малышей он проходит достаточно болезненно, характеризуясь следующими признаками:

  • Слюнотечением;
  • Опуханием и покраснением десен;
  • Постоянным желанием малыша что-нибудь погрызть: начиная от игрушек, заканчивая своими кулачками;
  • Трением щеками об подушку и щипанием себя за лицо и уши, пытаясь таким образом облегчить дискомфорт;
  • Наличием повышенной температуры от 37 до 38 градусов.

После прорезывания первых зубов, кроха перестает быть беспокойным и все становится на свои места.

Психоэмоциональное развитие

Малыш понимает смысл сказанного родителями и может показывать пальцем на те предметы, которые они ему называют. Однако общается малыш пока только при помощи лепета.

Он уже хорошо знает свое имя и реагирует на него.

Ребенок узнает и различает всех своих родственников. Он уже может привязываться и выражать свои чувства к некоторым из них. Конечно, больше всего ребенок на эмоциональном уровне привязан к маме, но любовь он может проявлять к папе и бабушкам. Часто в отсутствие мамы кроха может плакать и капризничать, не потому, что он голоден, а потому, что переживает из-за потери чувства защищенности. Некоторые семимесячные малыши испытывают так называемый страх расставания с мамой, что свидетельствует о том, что ребенок вышел на новую стадию в своем психоэмоциональном развитии.

По жестам и мимике близких людей, ребенок может распознавать их чувства. Он различает интонации в голосе, отличая нежные, строгие, добрые и злые нотки. Когда кроху ругают, он уже пытается осознать в чем он провинился. Ребенок начинает проявлять свои чувства. Он может хватать родителей за волосы, лицо, прижиматься или отворачиваться, когда обидится.

Лепет крохи становится более сложным и с каждым днем к нему добавляется все больше осмысленности. Малыш поворачивает голову к тому предмету, который ему называют родители и может самостоятельно повторить первый слог его названия. Также произнося определенные слоги, он пытается обратить на себя внимание близких.

Осмысление действий

На вопрос «где?», малыш может найти взглядом ту вещь, о которой его спрашивают. Ребенок уже четко осознает тот факт, что если вещь спрятана, то она не исчезает совсем, а ее просто не видно.

Малыш может подружиться с любым человеком, но не делает этого первым, а ждет, пока интересующая его личность проявит интерес сама.

В возрасте семи месяцев, у крохи быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающие за левую сторону тела, поэтому родители могут замечать, что кроха больше задействуют левую руку, чем правую. Однако так будет не всегда, и это не значит, что карапуз будет левшой.

В возрасте семи месяцев ребенка могут начать пугать резкие и громкие звуки, которые издает пылесос, вентилятор или фен. Чтобы не травмировать психику малыша, при нем их включать не следует.

Речевое развитие

В семимесячном возрасте многие дети начинают лепетать, некоторые – раньше, другие – позже. Лепет – это повторение слогов. Здесь родители могут обрадоваться, ребеночек сказал «мама». На деле он пока не вкладывает никакого смысла в это слово. В данном возрасте ребенок учится артикулировать, что является необходимой основой для формирования навыков проговаривания отдельных слов. Через некоторое время ребенок будет говорить на родном языке.

Обычно дети говорят первые слоги еще на 5-6 месяце, в 7 месяцев начинается второй этап формирования лепета – аутоэхолалия (повторение одинаковых звуков).

В данном возрасте дети нередко начинают понимать отдельные слова. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, у него могут возникнуть некоторые проблемы в речевом развитии. Чтобы их не допустить, необходимо делать специальные упражнения для тренировки артикуляционной мускулатуры.

Положительный эффект на формирование речи малыша в семь месяцев оказывает мелкая моторика. Чем больше кроха ее задействует, тем лучше.

Когнитивное развитие: Вы узнаете, когда малыш в чем-то нуждается

Ребенок в 7 месяцев – это яркая индивидуальность со своей точкой зрения. Если в первые месяцы малыш плакал, только когда был голоден или что-то его беспокоило, теперь он может расплакаться по самым разным поводам. Например, чтобы сообщить, что он хочет другую игрушку, или что ему скучно, или что ему неспокойно на руках у нового человека.

Это естественно, что ситуации, когда малыш плачет или бросает предметы, чтобы привлечь ваше внимание, могут вас раздражать. Пусть вас радует то, что так проявляется развитие ребенка – его коммуникативных навыков, личности и характера. В воспитании и общении ориентируйтесь на себя и индивидуальность вашего ребенка. Например, если перед сном малышу нужно больше вашего внимания и ласки – не пожалейте их. А если вы заметили, что ему хорошо в тишине и уединении – обеспечьте подходящие условия. Предпочтения малыша могут меняться от месяца к месяцу, не удивляйтесь. Он открывает для себя окружающий мир и осознает свое место в нем.

Режим дня

Каждый день с семимесячным малышом – занимательный и интересный. Конечно же, режим у каждого младенца 7 месяцев будет индивидуальным, но чтобы представлять, как может выглядеть режим дня ребенка этого возраста, мы предлагаем вот такой примерный вариант:

7:00 Просыпание.

Первое кормление, в которое ребенок получает грудное молоко либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Бодрствование.

9:30 Гимнастика.
10:30 Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку, а крохам-искусственникам в нее добавляют сливочное масло.

Период бодрствования.

12:00 Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой.

Третье кормление, во время которого малыши вне зависимости от типа вскармливания получают овощное пюре с растительным маслом, но деткам-искусственникам к нему добавляют фруктовый сок и желток.

15:00 Период бодрствования и развивающие игры.
16:00 Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.
18:00 Возвращение домой

Четвертое кормление, которое у малыша на грудном вскармливании включает фруктовое пюре и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – творог, пюре из фруктов, печенье и смесь.

Бодрствование.

21:00 Купание.

Пятое кормление, во время которого ребенок получает грудное молоко или смесь.

Укладывание на ночной сон.

Ночное время Малыши на грудном вскармливании во сне прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники чаще всего уже не просыпаются для кормлений.

Обычный день с ребенком вы можете разнообразить общеукрепляющим массажем.

Кормление

В 7 месяцев дети уже могут пробовать твердую пищу. Вот несколько советов, как постепенно вводить прикорм:

  • В этом возрасте основным питанием все еще является грудное молоко и/или смесь. Твердая пища пока лишь добавка. Также прикорм – это способ научить ребенка есть с ложки. Будьте готовы к тому, что поначалу больше еды окажется в нагруднике, на лице или на полу.
  • Используйте маленькую ложку, первый раз предложите малышу пол-ложечки пюре или меньше.
  • Ребенок должен сидеть вертикально – у вас на коленях или в стульчике для кормления.
  • Выбирайте время, когда малыш не устал, в хорошем настроении и не слишком голоден.
  • Попробуйте давать малышу ложечку после кормления грудью или из бутылочки. Так ложка будет ассоциироваться с комфортной радостью от кормления.
  • Вот что вы можете предложить из еды вашему семимесячному малышу: монокаши, смешанные с грудным молоком, смесью или водой, овощи и фрукты в виде пюре. Лучше давать один продукт за раз в течение нескольких дней, так вы узнаете, вызывает он аллергию у ребенка или нет.
  • Если вы хотите сами готовить еду, а не покупать детское питание, вы можете использовать блендер или обычную вилку, чтобы размять фрукты или овощи. Еда должна быть как следует проварена или пропарена, быть мягкой и не содержать никаких специй (в том числе соли).
  • Ребенок может быть не готов начать есть твердую пищу. Он обязательно даст вам знать, если с прикормом нужно еще подождать: малыш может отвернуться или заплакать, когда вы подносите к его рту ложку с пюре. Просто попробуйте еще раз через несколько дней или недель.
  • Когда малыш сможет сидеть самостоятельно, попробуйте дать ему еду, нарезанную кусочками, которые он может взять рукой и положить в рот. Хороший выбор: небольшие кусочки мягкого батата, курицы или цельнозерновых крекеров.
  • Проконсультируйтесь с педиатром, нужно ли вашему ребенку принимать витамин D или добавки с железом.

Сколько нужно есть ребенку в 7 месяцев

Малыш будет продолжать осваивать мастерство еды с ложки в течение следующих недель и месяцев. Грудное молоко или смеси пока остаются его основным питанием, поэтому ими кормите ребенка в том же объеме, что и до ввода прикорма. Не так много из предложенной новой еды окажется во рту у малыша – пока он только приучается есть с ложки, знакомится с запахами и текстурами. Чтобы точно знать, что ребенок получает нужное количество питательных веществ и развивается по графику, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Если вы переживаете, что перекармливаете ребенка, то перед тем, как что-то менять, сначала обсудите питание малыша с врачом.

Как прикорм может повлиять на стул ребенка

Когда вы начнете давать ребенку твердую пищу, вы можете заметить, что цвет и консистенция стула изменятся. Стул может стать более плотным, а вот запах – резче. Если вы заметили, что стул ребенка очень жидкий, водянистый, посетите педиатра – он попробует выяснить, что раздражает пищеварительную систему ребенка.

Различия в питании грудничков и искусственников

Искусственное вскармливание или грудное молоко – неважно, как питается малыш, прикорм в 7 месяцев необходим всем. В этом возрасте ребенок быстро растет, и веществ, которые он получает из маминого организма или смесей, становится недостаточно. Для нормального развития ему теперь требуются дополнительные источники пищи.

Единственное отличие: порция для грудничков должна быть минимальной. Начинать стоит с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем. Меню 7-месячного ребенка на искусственном вскармливании должно включать порции побольше. Чтобы не ошибиться с размером, специалисты советуют использовать таблицу прикорма.

Режим кормления

Чтобы организм ребенка быстрее привык к новому меню, важно соблюдать режим.

Дети в возрасте 7 месяцев должны есть 5 раз в день с условием, что промежуток между приемами пищи не превышает 4 часов. Первый завтрак обычно – в 6-7 утра, а поздний ужин – около 10-11 часов ночи. Питание должно быть разнообразным.

Это правило одинаково как для грудничков, так и для искусственников.

Каша (гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная)

Можно купить специальную кашу для грудничков в магазине либо перемолоть в муку обычную крупу. Для этого вполне подойдет кофемолка.

Каша для 7-месячных малышей должна быть достаточно жидкой. В первые недели пропорция следующая: 100 мл воды на 1 чайную ложку крупы. Начиная с третьей недели концентрацию крупы можно увеличить до 2 чайных ложек.

Варить смесь стоит исходя из вида каши. Обычно время указано на упаковке.

После того как каша готова, протрите ее через сито, чтобы избавиться от комочков. Добавьте маленький (не более 5 г) кусочек сливочного масла.

Мясное пюре

Для приготовления используйте курицу, индейку или кролика.

Тщательно промойте мясо, нарежьте его на небольшие кусочки. Опустите в кастрюлю с холодной водой и доведите до кипения на медленном огне. Аккуратно снимите пенку, пока она не перекипела.

Убавьте огонь до минимума и варите мясо в течение 2 часов. НЕ солите. За час до готовности добавьте в бульон маленькую головку лука и небольшую морковь.

Вытащите мясо и перетрите его в блендере либо в мясорубке. Убедитесь, что в готовой массе не осталось крупных кусков и комочков.

Полученное пюре можно разбавить смесью либо грудным молоком и добавить маленький кусочек масла (около 5 г).

Овощное пюре

Тщательно отберите овощи. Лучше всего использовать местные и сезонные – в них меньше нитратов. Подойдет кабачок, цветная капуста, брокколи, картофель, морковь, тыква.

Отварите овощи или приготовьте их на пару. Не используйте соль. Измельчите готовый продукт до состояния пюре при помощи сита или блендера. Убедитесь, что в блюде не осталось комочков. Добавьте немного растительного масла.

Помните, что если вы даете какой-то овощ в первый раз, следует ограничить порцию.

Домашний творожок

Возьмите литр молока, доведите до кипения. Остудите до 36-40 градусов Цельсия.

Для закваски используйте простоквашу, сметану либо специальную сухую закваску. После того как молоко закисло, начните его нагревать. Лучше всего делать это на водяной бане.

Внимательно следите за процессом, чтобы не упустить момент, когда начнет образовываться сыворотка. В этот момент и получается творог. Он отделяется от сыворотки. Аккуратно извлеките его и отожмите лишнюю влагу.

Помните, что творог – продукт, который быстро портится. Его нужно хранить в холодильнике не дольше 3 дней. Убедитесь, что даете ребенку свежий продукт. Вы можете перетереть его через сито, чтобы сделать массу более однородной.

После того как малыш привыкнет к творожку, в него можно будет добавить небольшое количество фрукта или овоща.

Вводите прикорм в рацион малыша осторожно, будьте терпеливы и снисходительны. Помните, что все это является абсолютно новым опытом для ребенка и требуется какое-то время, чтобы его освоить.

Какие продукты должны быть в рационе?

  1. Каша — 150 грамм.
  2. Овощное пюре – 150 грамм.
  3. Фруктовое пюре – 60 грамм.
  4. Творог — 40 грамм.
  5. Яичный желток – 0,25 грамм.
  6. Сок – 20 миллилитров.
  7. Хлебные изделия – 3,5 грамма.
  8. Растительное масло – 3 грамма.

Напитки

Пить 7-месячному малышу можно только воду и детский чай. Что касается обычного чая, ВОЗ не рекомендует его употребление грудными детьми и детьми раннего возраста. Это связано с тем, что такой напиток содержит танины, а также другие соединения, связывающие железо и иные минералы, что снижает их биологическую доступность.

С соками специалисты тоже рекомендуют повременить. Так, в «Программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» о напитке сказано следующее: «Учитывая их незначительную пищевую ценность, целесообразно назначать лишь после введения всех основных видов прикорма. Кроме того, использование соков, особенно между приемами пищи, повышает риск развития кариеса. Большой объем соков (выше рекомендуемой нормы) может служить фактором риска избыточной массы тела в дальнейшем».

Примерный рацион

У ребенка должен быть четкий режим дня, это касается и организации питания. Как правило, дети едят пять раз в сутки. Примерное меню может выглядеть следующим образом.

Первый прием пищи. Происходит в 6 утра и состоит из материнского молока или специальной смеси, если ребенок находится на искусственном вскармливании. Врачи обычно рекомендуют как можно дольше кормить ребенка грудью, если это возможно, а дополнительное питание добавлять постепенно.

Второй прием пищи. В 10 утра наступает время детского завтрака. Основой для него становится каша. Также ребенку в 7 месяцев можно есть вареный куриный желток — это источник витамина В12, селена и фосфора. Во время завтрака можно предложить малышу новый продукт. Ребенок уже достаточно проголодался, чтобы его попробовать, а у мамы будет время на отслеживание реакции в течение дня.

Третий прием пищи. Обед начинается обычно в 14 часов — это самое сытное кормление, после которого следует прогулка. Если утром вы не давали малышу незнакомые продукты, то можно ввести в рацион что-то новое. Для обеда подходит овощное и/или мясное пюре, каша с овощным компонентом, если утром ребенок не получил кашу.

Четвертый прием пищи. В 6 вечера время полдника. Здесь не должны присутствовать незнакомые продукты. Главная задача этого приема пищи — восполнить потраченную в первой половине дня и на прогулке энергию. Молочные каши для полдника Bebi содержат натуральные фруктовые добавки и печенье. Блюдо сбалансировано по составу питательных веществ (жиров, белков, углеводов) и дарит силы для проведения активного вечера.

Пятый прием пищи. В 10 вечера режим завершается материнским молоком или смесью для ИВ. Кормить чем-то еще не стоит, чтобы исключить переедание, а также возможные последствия от знакомства с новыми продуктами.

Если ребенок отказывается от прикорма

Если малыш не хочет есть, ни в коем случае не заставляйте его!

Наиболее частая причина отказа ребенка от еды – самая банальная: он еще не голоден. Поэтому доверьтесь природе и на время отложите прием пищи.

Если ребенок снова отказывается от еды – проверьте ее. Возможно, она еще слишком горячая или в ней присутствуют слишком крупные куски/комочки.

Заинтересуйте ребенка, своим примером покажите, как вкусно то, от чего он отказывается. С удовольствием съешьте ложку его еды сами. Пусть он увидит, что вы наслаждаетесь вкусом и запахом еды.

Купите для него детскую посуду с рисунками. Дайте ему немного с ней поиграть. Пусть процесс приема пищи станет не только обязательным, но и интересным.

Не стоит вводить в прикорм больше одного продукта за один раз. Это может вызвать либо отторжение у ребенка, либо не самую приятную реакцию его организма.

Уход за ребенком в седьмой месяц

В возрасте 7 месяцев делают вторую плановую прививку против Haemophilus influenzae (гемофильная инфекция). Накануне прививки не следует вводить в рацион питания ребенка новые продукты, чтобы не спровоцировать аллергической реакции. Если ребенок находится на грудном вскармливании, мама должна следить за тем, что она употребляет. На всякий случай нужно с собой иметь противоаллергический препарат, назначенный педиатром.

Важно! Прививка против Haemophilus influenzae является обязательной. У младенцев и детей младшего возраста H. Influenzae может спровоцировать тяжелые инфекции, такие как бактериемию, пневмонию, эпиглоттит и острый бактериальный менингит.

Основные гигиенические процедуры остаются те же, что и раньше — смена подгузников, купание, гигиена рук и полости рта.

На седьмом месяце часто происходит первое знакомство с горшком. Лучше всего это делать перед сном, но не нужно ребенка заставлять и настаивать полюбить «нового друга». Также не нужно ждать, что ребенок молниеносно приучится к горшку. Некоторые дети привыкают только к 18 месяцам, что считается вполне нормальным.

С семи месяцев постепенно вводятся новые продукты питания. Вся новая пища дается не чаще одного раза в день и небольшими порциями. Это могут быть:

  • каши;
  • фруктовые, мясные пюре;
  • творог (протертый);
  • яйца (перетертые).

Обязательно нужно следить за реакцией ребенка на новую еду и контролировать возможные аллергические реакции. Прикорм лучше всего начинать из овощных пюре. Здесь маме нужно набраться терпения, так как в этом периоде малыш начинает различать вкусы, поэтому к новой еде будет придирчив. Подробнее о первом прикорме читайте в статье первый прикорм.

Как и раньше, родителям нужно уделять особое внимание развитию ребенка. В этом помогут различные развивающие игрушки, они должны быть интересные и яркие. Важно! В игрушках не должно быть мелких деталей, которые ребенок смог бы проглотить.

Сколько нужно спать

Многие дети в этом возрасте спят 12-16 часов в сутки и сохраняют 2-3 дневных сна. Прерывать дневной сон и будить малыша нежелательно. Просто старайтесь соблюдать разумный баланс сна и бодрствования днем, чтобы к вечеру ребенок уставал и засыпал с легкостью.

Вечером поможет заснуть непродолжительный успокаивающий ритуал. Это может быть купание, колыбельная и кормление грудным молоком или смесью. Пока малыш не уснул, положите его в кроватку на спинку, так он постепенно научится засыпать самостоятельно. Если малыш начинает плакать, когда вы выходите из комнаты, подойдите к нему, ласково поговорите с ним и снова выйдите. С каждой неделей он будет плакать меньше и меньше.

Здоровье

Иногда у детей бывает простуда и кашель. Если вы подозреваете, что малыш заболел, всегда обращайтесь к врачу. Вот некоторые заболевания, о которых стоит знать:

  • Вирусный круп (или ложный круп). К симптомам крупа относится лающий кашель и шумное дыхание с затрудненным вдохом. Сезонность крупа – осень и зима, но, увы, он не ограничивается этими сезонами. Круп – это состояние, при котором воспаляется слизистая оболочка гортани и трахеи. Это вирусная инфекция, которая обычно поражает детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Умеренный кашель может облегчить паровая ингаляция: в ванной комнате включите горячую воду и закройте двери и окна на 15-20 минут. Затем посидите в «парной» с малышом несколько минут. Следите, чтобы ребенок не перегрелся и не обжегся горячей водой. Если погода позволяет, вместо паровой ингаляции выведите ребенка на улицу, чтобы он вдохнул прохладный влажный ночной воздух. Круп может привести к отечности дыхательных путей, поэтому, если вы заметите, что ребенок дышит с трудом, сразу вызывайте врача. Подробнее о кашле у детей читайте в этой статье.
  • Пневмония (или воспаление легких). Риск этой инфекции легких наиболее высок в холодные месяцы. Симптомы пневмонии: кашель, затрудненное дыхание, жар или вялость. Если вам кажется, что малыш заболел, сразу покажите его врачу, чтобы тот мог поставить диагноз. Пневмония бывает вирусная и бактериальная, врач сможет назначить соответствующее лечение.
  • Боль в горле. Сходу понять, что у малыша болит горло, непросто – ведь он не может вам пожаловаться. Но вы можете заметить, что он испытывает дискомфорт при глотании или что он беспокойно себя ведет. Боль в горле может быть вызвана вирусными и бактериальными инфекциями, но, как правило, в случае с младенцами и маленькими детьми причиной является вирус. Обычно дети поправляются за 7-10 дней. Если вам кажется, что у малыша болит горло, вызовите врача.
  • Простуды. Эти инфекции верхних дыхательных путей являются наиболее распространенными заболеваниями среди младенцев и маленьких детей: за первые 2 года жизни дети в среднем заболевают простудой 8-10 раз. Лучший способ минимизировать риск простуды – избегать контакта малыша с заболевшими людьми. Конечно, это не всегда возможно. Например, дети могут легко подхватить простуду от других детей, когда они находятся в тесном контакте в яслях или детском саду. Но хорошая новость в том, что в большинстве случаев простуды проходят в течение 7-10 дней. Симптомы включают насморк, чихание, умеренный жар, боль в горле и слегка увеличенные лимфоузлы на шее. Ваш педиатр сможет посоветовать, как облегчить некоторые симптомы.

Как измерить температуру ребенку

Специалисты рекомендуют использовать электронный термометр, а мерить температуру малышам безопаснее ректально (через анальное отверстие). Положите малыша на спинку, а его ножки поднимите к груди. На кончик термометра нанесите небольшое количество смазки (например, вазелина) и вставьте его на глубину около 1 см. Подождите минуту или дождитесь сигнала термометра (в зависимости от модели). Для детей до года верхняя граница нормальной температуры при ректальном измерении – 38 градусов. Если у малыша повышенная температура, обязательно обратитесь к врачу.

Важная информация об антибиотиках

Антибиотики эффективны для лечения бактериальных инфекций, но они не помогают при распространенных вирусных инфекциях, например вирусах, которые вызывают простуду и грипп. Если ребенок болен, врач сможет определить, требуется ли лечение антибиотиками. Иногда вирусные инфекции могут привести к бактериальным инфекциям, поэтому врач должен решить, нужно ли принимать антибиотики. При лечении антибиотиками важно пропить весь курс в соответствии с рекомендациями врача, даже если ребенок чувствует себя лучше до окончания курса.

Развивающие игры

Большую часть развивающих игр можно продолжить с предыдущих месяцев и большое внимание уделять играм со звуками. Изображайте звуки животных, читайте короткие стишки и напевайте песенки. Больше всего подойдут народный и фольклорные произведения, так как они изначально сочинялись для маленьких детей и имеют хороший распев, четкий ритм и запоминающиеся звуки.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Чаще гуляйте с ребенком. Во время прогулок разговаривайте с ним, описывайте окружение, давайте ему понять, что и как называется, как это связано и почему. Большую часть информации он ещё не будет способен усвоить, однако важно, чтобы малыш слышал и запоминал новые звуки и слова.

Давайте ребенку небольшие задание: поднять кубик, бросить мячик, подать игрушку. Комментируйте и объясняйте его действия. Пытайтесь добиться того, что ребенок будет определять нужный для игры предмет по названию, а не указке. Обязательно хвалите после каждого успешно выполненного задания.

Хорошими играми для детей в семь месяцев станут знакомые всем с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и пальчиковые игры.

Очень важно обучать ребенка ползанью на четвереньках. Такой тип ползанья является первым шагом к обучению ходьбе. Особенно сложно может даваться одновременное движение разными конечностями. Но нельзя сдаваться и кричать на ребенка, если у него не получается, просто нужно больше времени и терпения.

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
  • маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
  • одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

Ползем? Ползем!..

Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.

Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!

Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.

Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.

Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.

Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!

Как определить, что ребенок развивается нормально

Скорость формирования отдельных способностей сугубо индивидуальна, но есть несколько симптомов, которые должны насторожить родителей. В норме малыш должен реагировать на звуки, сидеть и совершать ряд других движений.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо попробовать поступать так:

  1. Класть его на живот. Такая поза способствует укреплению мышц крохи.
  2. Давать приседать во время игры. Так тренируются ножки, спина, а также улучшается подвижность коленного и тазобедренного суставов.
  3. Стараться развивать умение самостоятельно есть, для чего нужно класть перед крохой тарелку с едой. При этом взрослый контролирует процесс.
  4. Поощрять любые попытки общаться. Очень хорошо собираться у кроватки компанией с бабушками, дедушками и другими гостями. Это тренирует социальные навыки и избавляет ребенка от тревожности.
  5. Дарить ему развивающие игрушки. В этом возрасте малыш уже умеет хватать предметы всей ладонью. Поэтому в его арсенале должны быть погремушки и другие подобные игрушки. Они способны развить его моторику и интеллектуальные способности.

Нужно знать! Если навыки малыша не развиваются в достаточной степени, волноваться не стоит. Каждый ребенок растет в своем естественном темпе. Через несколько лет не будет разницы, младенец начал сидеть в 6 месяцев или 8.

Возможные проблемы

Если есть хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, то рекомендуется показать ребенка врачу (но не всегда это повод для беспокойства):

  1. Малыш не сидит. Как правило, в 7 месяцев детям не требуется опора или руки, чтобы делать это.
  2. Ребенок не умеет изменять интонацию. В этом возрасте она выступает инструментом для выражения чувств. Если такой способности нет, это должно настораживать.
  3. Кроха не реагирует на звуки. Это может говорить о глухоте. Обычно в таком возрасте ребенок хорошо различает звуки.
  4. Малыш ведет себя рассеянно и не реагирует в ответ на улыбку взрослого.
  5. У сына или дочери наблюдаются трудности с точным самостоятельным дотягиванием рукой до рта. Этот навык необходим для того, чтобы научиться самостоятельно есть.
  6. Тело ребенка кажется или слишком жестким, или чрезмерно мягким.

Даже если этих проблем нет, нужно регулярно обращаться к педиатру, чтобы предотвратить любые задержки в развитии.

Советы родителям

  • Чаще показывайте малышу книги с яркими иллюстрациями и фотографии знакомых лиц. Показывая знакомое лицо или персонаж на картинке, не забывайте комментировать соответствующей интонацией его настроение и эмоции. «Смотри, какой зайка испуганный! Весь дрожит от страха. А вот какой волк сердитый и злой идет!»
  • Показывайте малышу его собственные фотографии, где он плачет, улыбается, хмурится, смеется.
  • Учите малыша видеть эмоциональные нотки не только на лицах людей, но и вообще в окружающем мире. На прогулке комментируйте погоду и природные явления. Можно даже приписывать чувства предметам неживой природы. Например: «Сегодня такой дождь унылый, даже маме грустно стало. Смотри, вот скамейка стоит, она кажется такой одинокой под дождиком. Ей, наверное, скучно».
  • Изучайте цвета, называйте их, ассоциируйте с предметами. «Сегодня мы оденем тебе веселые желтые штанишки, желтые как лимончики». Старайтесь каждый раз придумывать разные примеры для сравнения.
  • Ищите различные мелочи для восхищения окружающей природой, любуйтесь ею вместе с малышом. «Ой, какой красивый цветок распустился! Он тебе очень радуется. Давай погладим его лепесточки!»
  • Играйте в совместные игры с ребенком. Во время них радуйтесь своим маленьким победам, немного огорчайтесь промахам. Радуйтесь за ребенка, весело подбадривайте его перед каждым новым шагом вперед.
  • Фантазируйте, учите ребенка представлять эмоциональное состояние у игрушек, воображать. «Вот это кукла, она очень веселая, ждала тебя. А зайка почему-то грустный, обиделся, наверное, на нас с тобой».
  • Изучайте вместе новые предметы в доме, показывайте и называйте их крохе, сопровождая свой рассказ уместной интонацией. «Это утюг. Его нельзя трогать. Он горячий, это опасно! (строго, нахмурить брови). «А тут что у нас лежит в ящике? Сандалики! Ах, какие красивые! Давай примерим! (весело, с улыбкой). Постепенно малыш научится различать отношение родителей к происходящему вокруг только лишь по выражению их лица. Например, прежде чем прикоснуться к утюгу, кроха повернет голову в сторону мамы. Встретив сердитый взгляд, он отдернет руку.
  • Не стесняйтесь дурачиться вместе с ребенком. Малыши любят, когда родители ведут себя так же, как они.
  • Стимулируйте речевое развитие ребенка: рассказывайте эмоционально обо всем происходящем вокруг. Много читайте, рассматривайте книжки.
  • Используйте вежливые слова в общении с ребенком. «Спасибо, Сонечка, что поиграла немного сама, и мама смогла спокойно пообедать!»
Источники
  • https://www.valio.ru/valiology/baby/rebenku-7-mesyatsev-razvitie-/
  • https://nutrilak.com/article/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-mesyacev/
  • https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/7-mecyatsev.html
  • https://beautiful-mama.ru/razvitie-rebenka-v-7-mesiatsev/
  • https://kpoxa.info/uxod-razvitie/razvitie-rebenka-7-mes.html
  • https://www.pampers-gorodok.ru/baby/development/article/seven-month-old-baby
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/7-mesyacev/
  • https://www.proaist.ru/articles/pitanie-rebyenka-v-7-mesyatsev/
  • https://www.bebi.ru/information/pitanie/menu-v-7-mesyacev
  • https://12mama.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-v-7-mesyatsev.html
  • https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/precocity/3/
  • https://MedAboutMe.ru/articles/emotsionalnoe_razvitie_rebenka_v_7_9_mesyatsev/

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Портал "Развиваем ребенка"